Официальный интернет-портал правовой информации

Методические рекомендации по созданию ЕДДС

1. Определения и сокращения

Единая дежурно-диспетчерская служба города, ЕДДС: Орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС;

Дежурно-диспетчерская служба, ДДС: Дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС;

Объединенная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, ОСОДУ: Организационно-техническое объединение ЕДДС города, являющейся центральным органом управления этой системы и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб;

Пункт управления ЕДДС, ПУ ЕДДС: Здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения;

Узел связи ЕДДС, УС ЕДДС: Организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и городского органа управления ГОЧС;

Центр оповещения ЕДДС, ЦО ЕДДС: Организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения и персонального вызова, взаимодействующих с автоматизированной системой централизованного оповещения ГО;

Комплекс средств автоматизации ЕДДС, КСА ЕДДС: Организационно-техническое объединение программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, хранения, обработки и выдачи необходимых данных;

Автоматизированная система ЕДДС, АС ЕДДС: Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных на ЕДДС, и являющихся составной частью местной подсистемы автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.

2. Общее положение

Идея создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в Российской Федерации исходила непосредственно от руководства Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и основывалась на опыте использования аналогичных формирований за рубежом (служба "911" - в США и Канаде, "112" - в Европе). Основными причинами, обусловившими создание ЕДДС в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации, являются:

• организационная и техническая разрозненность существующих городских (районных) аварийных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), что затрудняет не только управление и взаимодействие аварийных служб, но и сбор информации, необходимой для разработки оперативных комплексных планов по предупреждению и ликвидации ЧС;

• отсутствие своевременного оповещения и информирования о чрезвычайных происшествиях и ситуациях всех заинтересованных служб города (района);

• дублирование отдельных мероприятий по подготовке служб экстренного реагирования;

• отсутствие объективной статистической информации о работе аварийных служб города (района);

• техническая разрозненность сетей связи и передачи данных ведомственных служб экстренного реагирования.

ЕДДС начали формироваться в городах РФ во исполнение поручения Правительства России от 16.07.1998 года № БН-П4-20705, как правило, на базе оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), которые, во-первых, самой своей сутью предназначены для обеспечения организации и координации усилии различных ведомственных аварийно-спасательных служб для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, во-вторых, укомплектованы высокопрофессиональными специалистами, имеющими опыт решения вопросов, связанных с координацией ведомственных сил и средств по ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, обладают круглосуточными оперативными службами, имеющими связь с городскими, административно-территориальными и центральными органами управления.

2.1. Введение

С целью создания необходимого нормативно-правового пространства для разработки и внедрения ЕДДС в городах России был подготовлен пакет документов, в числе которых:

1. Концепция создания ЕДДС в субъектах РФ;

2. Технико-экономическое обоснование необходимости создания ЕДДС и ряд других документов.

Указанные документы были согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством связи и информатизации Российской Федерации. В результате рассмотрения пакета документов был подготовлен приказ МЧС России от 25.08.1998 года № 517, вводящий в действие концепцию создания ЕДДС в городах РФ и ГОСТ Р 22.7.01-99 "ЕДДС. Основные положения", который с 2000 года введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.11.1999 года № 400-СТ.

С целью реализации единой научно-технической политики МЧС России в части создания автоматизированных систем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ) Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) был разработан типовой технический проект АС ОСОДУ субъекта Российской Федерации, а также типовые технические задания и технические проекты ЕДДС для пяти категорий городов согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вышеперечисленные документы стали нормативно-технической основой создания ЕДДС в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Для технической реализации проекта создания ЕДДС в городах и населенных пунктах Минсвязи России был рекомендован единый телефонный номер "051", однако в ряде городов использовались другие многоканальные номера, причем параллельно с общеизвестными телефонными номерами экстренного вызова "01", "02", "03", "04" и т.д.

Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" была предписана интеграция Государственной противопожарной службы в состав МЧС России. На этот момент Государственная противопожарная служба обладала мощной, эффективной, десятилетиями отработанной организацией управления силами гарнизона пожарной охраны региона в виде системы центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) управлений ГПС, а также пунктов связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ) Государственной противопожарной службы. В отличие от ряда других аварийных, специальных служб и служб жизнеобеспечения ЦУС осуществляют непрерывное и высокоинтенсивное руководство силами и средствами гарнизона. Готовность оперативного реагирования подразделений ГПС и профессиональная подготовка диспетчеров службы "01" существенно превышает аналогичные показатели других аварийных, специальных служб и служб жизнеобеспечения. ЦУС принимают сообщения о пожарах и управляют выездами подразделений ГПС на их тушение более 7 тыс. раз в сутки (согласно статистике по РФ).

При этом следует учитывать, что в 90% случаев привлечение других служб жизнеобеспечения не требуется. Время оперативного реагирования подразделений ГПС нормировано и существенно ниже времени реагирования других аварийных, специальных служб и служб жизнеобеспечения. Для подразделений ГПС время реагирования на сообщение составляет 45 секунд, а среднее время прибытия на место пожара менее 8 минут в городах и до 18 минут в сельской местности. В ГПС, кроме основной централизованной системы приема заявок (в телефонных сетях населенных пунктов это единый номер "01"), большое число извещений поступает с особо важных объектов по прямым телефонным линиям, а также по средствам автоматической и ручной пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Кроме того, на значительной территории Российской Федерации (около 80%) прием сообщений о пожарах и действия по привлечению сил и средств к их тушению осуществлялись дежурными частями органов внутренних дел. Это было особенно характерно для сельской местности.

Схемы диспетчеризации и взаимодействия сил других служб жизнеобеспечения (скорой помощи, водоканала, газовой и т.д.) существенно отличаются, что естественно предопределяет необходимость разработки инструкций по их взаимодействию.

2.2 Анализ нормативно-правового обеспечения деятельности ЕДДС в вопросах организации межведомственного информационного и координации действий

В соответствии с Федеральным Законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ органы управления, силы и средства, предназначенные для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), объединяет единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.4).

В Указе Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г. № 868 “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” определено, что МЧС России осуществляет “…управление в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)” (п.8).

В “Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. №794, подчёркнуто, что управление РСЧС осуществляется с использованием средств связи и оповещения (п.21), а её информационное обеспечение - с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (п.22).

Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является “…сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС” (ст.4 №68-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления “…осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС” (ст.11 №68-ФЗ).

Организации обязаны “…предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении ЧС” (ст.14 №68-ФЗ).

В Федеральном Законе “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя” от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ сказано, что “…руководители ликвидации ЧС, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации” (ст.14).

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г. № 868 “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” МЧС России поручено разрабатывать и утверждать положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС, а также осуществлять “…сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах” (п.8).

В постановлении Правительства Российской Федерации “О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 24 марта 1997 г. № 334 сказано, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Приказом МЧС РоссииОб утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации” от 6.08.2004г. №372 определено, что Главное управление МЧС России по субъекту РФ “…осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах” (п.12).

Приказом МЧС РоссииО введении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 7.07.1997 №382 информация по срокам её представления разделена на оперативную и текущую.

К оперативной информации относится информация, предназначенная для оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, оценки вероятных последствий ЧС и принятия мер по ее ликвидации. Оперативную информацию составляют сведения о факте (угрозе) и основных параметрах ЧС, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для ее ликвидации. Оперативная информации представляется в МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в сроки, установленные Табелем срочным донесений МЧС России, по формам 1/ЧС-4/ЧС.

Текущая информация предназначена для обеспечения повседневной деятельности по предупреждению ЧС, дальнейшему развитию и совершенствованию РСЧС.

В “Доктрине информационной безопасности Российской Федерации”, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 сентября 2000г., отмечается: “Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности РФ в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с угрозой возникновения ЧС и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации об угрозе и возникновении ЧС. Особое значение для нормального функционирования указанных объектов имеет обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам (в том числе в результате террористических действий), так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий ЧС (к приведению в движение больших масс людей, распространению среди них паники и беспорядков на основе ложной и недостоверной информации)”.

В Федеральном Законе “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя” от 22 августа 1995г. №151-ФЗ определено, что координация деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется в целях “…оперативного привлечения необходимых для ликвидации ЧС сил и средств”, а также в ряде других случаях, определённых названным законом, которые не требуют экстренного реагирования на сложившуюся ситуацию. Таким образом, координацию действий сил и средств РСЧС можно также условно разделить на оперативную и повседневную.

Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на федеральном уровне, на территориях субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляют соответствующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (ст.18 №151-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г. № 868 определено, что МЧС России осуществляет “…управление, координацию, контроль и реагирование в области …защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности…” (п.2), а также “…координацию деятельности всех видов пожарной охраны” (п.8).

В Федеральном Законе “О пожарной безопасности” от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ (с учётом поправок закона №122-ФЗ) отмечено, что “… при тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу” (ст.22).

В “Положении об МЧС России”, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г. № 868, одной из основных задач министерства названа “…осуществление деятельности по…экстренному реагированию, защите населения и территорий от ЧС и пожаров” (п.7).

При угрозе или возникновении масштабных ЧС непосредственное руководство работами по их предупреждению и ликвидации возлагается на органы исполнительной власти, а также на соответствующие координирующие органы РСЧС - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, и постоянно действующие органы управления РСЧС.

В “Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. №794 (п.10), в числе таких постоянно действующих органов управления РСЧС названы МЧС России, территориальные органы Министерства (межрегиональные - региональные центры МЧС России и региональные - главные управления МЧС России по субъектам РФ), а также органы управления муниципальных образований, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО на соответствующих территориях.

При угрозе или возникновении ЧС эти постоянно действующие органы управления, а тем более координирующие органы управления не в состоянии немедленно приступить к выполнению своих функций, так как на их приведение в готовность требуется определенный период времени (особенно, в ночные часы). На начальном этапе ликвидации угрозы ЧС или возникшей чрезвычайной ситуации очень важна скоординированная деятельность имеющихся органов повседневного управления, находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченных принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер. На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры для этого также организовано круглосуточное дежурство диспетчерского персонала.

“Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005г. №335) её органами повседневного управления установлены (п.11):

центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти;

ЦУКС региональных центров МЧС России;

ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам РФ, ДДС органов исполнительной власти территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

ДДС организаций (объектов).

3 Основные положения

3.1 Целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

3.2 Основные задачи ЕДДС:

- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

- сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ДДС города полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;

- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования ОСОДУ;

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

- информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

3.3 При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и орган управления ГОЧС муниципального образования, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких ситуациях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления ГОЧС, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств городской подсистемы РСЧС.

3.4 ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях.

3.5 Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и др.).

3.6 ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и при этом должна:

- немедленно приступить к экстренным действиям по оповещению и информированию ДДС и координации их усилий по предотвращению и (или) ликвидации ЧС после получения необходимых данных;

- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.

3.7 ЕДДС муниципального образования создается при органе управления ГОЧС. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

3.8 В городах — административных центрах субъектов Российской Федерации — ЕДДС могут создаваться на базе органов управления ГОЧС областей (республик в составе Российской Федерации, краев). Создаваемая таким образом ЕДДС субъекта Российской Федерации совмещает функции оперативной дежурной службы (пункта управления, центра управления в кризисных ситуациях) органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации и ЕДДС города (района) — административного центра субъекта Российской Федерации.

3.9 ЕДДС муниципального образования должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения. В крупных городах для обеспечения функционирования ЕДДС должна создаваться автоматизированная система в составе узла связи;

центра оповещения и комплекса средств автоматизации.

3.10 В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а в крупных муниципальных образованиях также специалисты — аналитики по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации) и операторы-диспетчеры (для приема и распространения сообщений от населения и организаций).

3.11 УС ЕДДС должен решать следующие задачи:

- прием и передача документов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством;

- незамедлительное доведение сигналов оповещения;

- образование каналов и линий связи, их настройка и измерение, а также осуществление запланированных транзитных соединений каналов;

- поддержание устойчивой связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи.

3.11.1 При этом УС ЕДДС должен обеспечивать:

- устойчивое функционирование средств связи;

- поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей;

- техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи;

- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;

- безопасность связи и информации;

- прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими органами управления, а также с ДД-01;

- прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов;

- автоматическое определение номера входящего абонента;

- документирование (запись) ведущихся переговоров;

- коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города;

- радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

3.11.2 Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС (на данном этапе через сотовую связь).

3.12 ЦО ЕДДС создается в целях оперативного оповещения об угрозе или возникновении ЧС вышестоящих органов управления, взаимодействующих служб, а также подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности.

3.12.1 Основными задачами ЦО ЕДДС являются:

- оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС, органа управления ГОЧС и ЕДДС города;

- оповещение и вызов городских ДДС, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ЕДДС;

- оповещение населения города о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

3.12.2 Задействование средств ЦО ЕДДС осуществляется старшим оперативным дежурным по указанию вышестоящих органов управления или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом.

3.12.3 Из ЦО ЕДДС речевые и текстовые сообщения, условные сигналы и команды, сигналы вызова должностным лицам, дежурно-диспетчерским службам и подразделениям постоянной готовности могут передаваться по проводным средствам связи и средствам радиосистем персонального вызова.

3.12.4 Оповещение населения муниципального образования при возникновении ЧС осуществляется по команде старшего оперативного дежурного с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения ГО с задействованием электросирен и теле-, радиотрансляционной сети, операторов сотовой связи с помощью СМС сообщений в соответствии с утвержденной инструкцией.

3.13 КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих управленческих функций:

- накопления и обновления социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе, районе, городских (районных) органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

- сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

- накопления и работы с паспортами территорий муниципального образования, сельских поселений, населенных пунктов, ПОО, ОМПЛ.

- прогнозирования, оценки и контроля сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;

- подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной (цифровой) карте территории города;

- представления требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.

3.13.1 КСА ЕДДС должен сопрягаться с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом АИУС РСЧС.

Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА ЕДДС с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом АИУС РСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные технические и программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.

Для обеспечения функционирования единых дежурно-диспетчерскихслужб необходимо установить средства связи, компьютерную технику и программное обеспечение в количестве, ассортименте, с техническими характеристиками и возможностями, определёнными в техническом задании.

Методические рекомендации на оснащение ЕДДС выдает ГУ МЧС России по субъекту.

3.14 ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города (района), функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

3.14.1 В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

- прием от населения, организаций и ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;

- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и средств связи;

- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС.

ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС.

3.14.2 В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде старшего оперативного дежурного при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (далее ОСОДУ). В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:

- заблаговременную подготовку дежурно-диспетчерского персонала к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС, органов управления ГОЧС, ЕДДС, городских (районных) ДДС и подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности;

- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в городе (районе), на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС города (района);

- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению се последствий.

В этом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местной подсистеме РСЧС, положениями об ОСОДУ и ЕДДС города (района) и ведомственными инструкциями.

3.14.3 В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде старшего оперативного дежурного при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме.

3.15 В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города (района).

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или фактеЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

3.16 Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.

4.Порядок создания ЕДДС муниципального района

4.1 Для создания ЕДДС муниципального района проводится следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

- определение и согласование между администрацией района, ГУ МЧС России по субъекту и районными службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;

- уточнение территориальной группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;

- разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования;

- разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;

- получение необходимых разрешений и разработка технического проекта сети связи ЕДДС с учетом привязки к сети общего пользования по техническим условиям оператора связи, совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;

- создание комплекса средств автоматизации ЕДДС и его сопряжение с взаимодействующими автоматизированными системами.

4.2 Основными этапами создания ЕДДС являются:

- организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;

- технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС района.

4.2.1 Для создания ЕДДС муниципального района на организационном этапе разрабатываются и утверждаются следующие документы:

- положения об ОСОДУ и ЕДДС района;

- инструкции об обмене информацией между ЕДДС и районными ДДС;

- дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и другие.

4.2.2 На техническом этапе создания ЕДДС разрабатываются техническое задание и технический проект на создание АС ЕДДС, в соответствии с которыми создаются опытный участок и АС ЕДДС, завершается ввод ее в штатную эксплуатацию.

4.3 Для придания необходимого юридического статуса ЕДДС установленным порядком вводятся в действие типовые положения об ОСОДУ и ЕДДС района.

4.3.1 В целях создания ЕДДС в конкретном городе разрабатываются на основе типовых положений и утверждаются в администрации «Положение об ОСОДУ» и «Положение о ЕДДС», инструкции об обмене информацией между ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

4.3.2 С целью унификации и стандартизации проектирования автоматизированных систем ЕДДС федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, утверждается головная организация по АС ЕДДС.

Для разработки необходимого методического, специального программного, информационного и технического обеспечения головной организацией привлекаются специализированные научно-исследовательские учреждения и организации заинтересованных министерств (ведомств) Российской Федерации.

4.3.3 Головная организация по АС ЕДДС совместно с соисполнителями централизованно разрабатывает и рассылает в заинтересованные города Российской Федерации типовые технические задания и проекты АС ЕДДС, создает их опытные участки, а также обеспечивает научно-техническое сопровождение и сертификацию создаваемых АС и ЕДДС городов (районов).

5. Перспективы развития

В перспективе все ЕДДС, начиная с низшего звена и до высшего, должны быть интегрированы в единое информационное поле на основе современных коммуникационных технологий и универсального программного обеспечения.

С точки зрения технической реализации проекта в сельской местности, малых и средних городах целесообразно использование телефонных станций оперативно-диспетчерской связи в совокупности с аппаратурой радиосвязи и навигации, средствами записи и архивирования поступивших сообщений, а также вспомогательных средств.

Проведя анализ нормативных документов видно, что подразделения МЧС России осуществляют управление и координацию действий в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), разрабатывают и утверждают положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС, а также осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Еще одним недостатком создания ЕДДС на базе администраций на сегодняшний момент является то, что на круглосуточном дежурстве должно находиться не менее двух диспетчеров, что для бюджета муниципальных образований не позволительная роскошь. Поэтому на данном этапе подразделения МЧС России (пожарные части) могут выделить одного диспетчера, не снимая с него своих обязанностей, в помощь диспетчеру ЕДДС. Все диспетчера ДДС-01 прошли обучение на базе главных управлений МЧС России по субъектам ПФО и на первоначальном этапе смогут оказать помощь диспетчерам ЕДДС в вопросах антикризисного управления, с последующим обучением диспетчеров ЕДДС. Обучение диспетчеров ЕДДС уже спланировано и проводится в субъектах ПФО.

Если рассматривать вопрос создания ЕДДС дальше, то можно видеть вертикаль управления от Национального ЦУКС, ЦУКС регионального центра, ЦУКС главных управлений и до ЕДДС муниципальных образований сформированных на базе ПЧ. Эта вертикаль уже сформирована и дает свои результаты, а создание ЕДДС на базе администраций уводит эту вертикаль в сторону и требует дополнительных, немалых затрат на ее формирование, так как работа МЧС России построена в своей ведомственной сети МЧС, а администрации муниципальных образований подключены к сети электронного Правительства и объединение этих сетей не возможно.

Одним из немало важных аспектов создания ЕДДС на базе пожарных частей является то, что в данный момент идет опробование работы оперативных дежурных ЦУКС всех уровней в системе оперативного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по планированию, контролю и управлению силами и средствами РСЧС при предупреждении и ликвидации последствий ЧС и в дальнейшем к этой системе будут подключены гарнизоны пожарной охраны, т. е. ДДС-01. Система оперативного управления работает в ведомственной сети, которая уже не первый год существует в ДДС-01 и поэтому для оперативного реагирования и передачи информации о ЧС и происшествиях в вышестоящие органы управления диспетчер ЕДДС муниципального образования должен работать совместно с диспетчером ДДС-01 в пожарной части, где установлена система оперативного управления.

Да, в последующем будут созданы ЕДДС, в которые будут входить дежурные службы всех служб РСЧС, но на данном этапе и в сегодняшних экономических условиях создание и развитие ЕДДС на базе пожарных частей или их поэтапное структурно-функциональное объединение, является для многих муниципальных образований единственно возможным решением, особенно в сельских районах.


19.03.2013

Оперативная информация

Прогнозы

Экстренные телефоны:
Единый телефон спасения
112 112 112 112
Единый телефон пожарных и спасателей
010 010 010 010
Полиция
020 020 020 020
Скорая помощь
030 030 030 030
Телефон доверия
(846) 337-72-82
Телефон ЦЭПП
(499) 216-50-50
Подписка на рассылку
Выберите разделы, которые вас интересуют, и введите свой электронный адрес: